Покупка первого света всегда трепетный и ответственный момент. Иногда это заканчивается неудачами и разочарованиями, но это все же лишь единичные случаи. И обычно до успеха не хватает лишь немного. Профессионалы знают, что техническое овладение собственного света – только половина дела. Гораздо важнее знать и уметь использовать разные типы модификаторов. С ними и учиться легче, и перспектив больше, ведь как снимать с импульсным светом, когда он дает жесткий свет.
Если ты уже знаешь, как синхронизировать фотоаппарат со студийным светом, то так же с легкостью скажешь, какой главный тип модификаторов освещения. Конечно, тот, который позволит получить самый мягкий светотеневой рисунок – софтбоксы!
Да, как можно подумать, софтбоксы – это просто “мягкие коробочки” для источников освещения. Однако такое упрощение будет ошибочным, ведь к любому улучшающему оборудованию нужно относиться так же ответственно, как и к основному, потому что от него зависят те особенности, без которых изображение не выглядит привлекательно. Именно поэтому следует прежде всего разобраться со строением софтбоксов, чтобы не возникали вопросы о том, как настроить софтбокс в студии или как подключить софтбокс к фотоаппарату.
И все же, главный элемент – та самая коробочка, которая состоит из нескольких слоев. Наружная часть корпуса изготовлена из обычной плотной ткани, не пропускающей световые лучи. А вот внутренняя часть не просто не пропускает свет, но и отражает его. Это специальный рефлектор, необходимый для усиления основного источника.
Но если ты уже успел подумать, что можно значительно усилить свою вспышку с помощью софтбокса, то эти надежды напрасны, поскольку это компенсируют другие части модификатора. В частности, в каждом боксе есть диффузоры, рассеивающие свет, таким образом «отрезая» небольшую его часть. Их всего два – также внутренний и внешний. Однако в зависимости от потребностей можно использовать только один, делая светотеневой рисунок более жестким.
Кроме частей, непосредственно влияющих на осветительные характеристики, устройство софтбокса обязательно содержит элементы каркаса и креплений.
Первое довольно простое – это специальные спицы, которые натягивают корпус и держат его форму, чтобы не было неправильных теней или еще каких-либо недостатков. Они могут быть «самостоятельными» – держать основание без соединения между собой, а также зонтичного типа – обязательно иметь внутренние элементы соединения спиц.
Второе несколько сложнее. Все крепления кольцевые. Однако здесь есть свой золотой стандарт – удобный Bowens mount, встречающийся в большинстве софтбоксов и других модификаторах. Благодаря специальным пазам установить бокс в этот крепеж так же просто, например, как установить синхронизатор на фотоаппарат.
В противоположность этому стандарту существуют крепежи, которые создают компании производители, как, например, Godox. Такие «персональные» крепления довольно похожи на эталон и обычно отличаются только размерами и нужны скорее как маркетинговый ход, чем реальное улучшение.
Наиболее важная и разнообразная характеристика софтбоксов – их форма. Именно это, прежде всего, влияет на особенности светотеневого рисунка. С этим следует разобраться поподробнее.
Конечно, для начала важно ознакомиться с наиболее распространенными и популярными квадратными и прямоугольными типами. Неопытный пользователь сразу может подумать, что эти типы должны быть фактически одинаковыми, ведь имеют схожую форму, но это не совсем так.
Квадратные софтбоксы на самом деле считают базовыми потому, что они дают рисунок и отблеск максимально похожие на дневной свет, проходящий через окно. Несмотря на это, они не могут похвастаться идеальной мягкостью и рассеянностью света, а также обычно бывают малых и средних размеров, что способствует сужению сферы их использования. В частности, лучше всего эти боксы подходят для неростовых портретов и предметной фотографии.
А вот главное преимущество прямоугольных софтбоксов над квадратными также в форме. Но не потому, что отблеск похож на окно, а потому, что прямоугольный софтбокс может полностью покрывать плоскость съемки. То есть если ты снимаешь горизонтальное фото, то следует горизонтально развернуть и основу модификатора, а если твое фото будет вертикальным, то соответственно развернуть оборудование в вертикальное положение. Это позволяет равномерно заполнить кадр, избегая нежелательной виньетки или других недостатков.
Квадратным и прямоугольным софтбоксам можно противопоставить сразу несколько других различных форм, которые можно объединить как закругленные и круглые.
Собственно, закругляться ситовые модификаторы начинают с октабоксов. Это все еще бокс, в котором достаточно четко видны углы, но благодаря тому, что количество панелей увеличивается с четырех до восьми, форма все же меняется. И это дает свои преимущества. В частности, благодаря большему количеству отражающих поверхностей светотеневой рисунок будет более мягким, чем у двух предыдущих типов.
Также важен плюс октабоксов в том, что они дают не столь жесткие тени на главном и фоновых объектах. Они часто бывают достаточно большими по размерам, что значительно расширяет возможности их использования. Как минимум, с ними можно не ограничиваться в съемках портретов – делать фото в полный.рост.
Еще больше панелей и соответственно более скругленный вид имеют параболические софтбоксы. Именно количеством панелей они и отличаются от октабоксов. Но этого вполне достаточно, чтобы расширить область использования этого типа оборудования до видеосъемки. Это происходит благодаря тому, что параболические боксы обычно немного глубже и дают более глубокий и рассеянный свет даже при использовании постоянного света.
Похожими на параболические, но уже совершенно идеальными по своей форме можно назвать собственно круглые софтбоксы. Конечно, это те модификаторы, которые благодаря своему строению позволяют получить источник света максимально приближенный к естественным. Таким образом, освещение с круглыми боксами становится фактически максимально рассеянным, а тени максимально мягкими.
Большинство других типов софтбоксов довольно специфичны в сферах своего использования и не могут похвастаться такой же популярностью. Они могут иметь как четырехугольную, так и округлую форму.
Среди первых можно выделить стрипбоксы. Практически это тоже прямоугольные модификаторы, но с соотношением сторон 1:3. Их также можно использовать для портретов или любых других съемок на средних планах, однако значительно чаще они служат имитатором окна благодаря своей вытянутой форме и для создания контурного света, поскольку могут давать достаточно тонко направленное освещение.
Среди округлых нужно упомянуть прежде всего сферические софтбоксы. Их также называют чайна-болами, ведь они имеют довольно похожий вид и принцип распределения освещения. И именно в этом распределении их главное преимущество. Они освещают не только объект фото, но всю локацию съемки.
Схожие характеристики имеет и другой тип – цилиндрической формы. Эта форма может иметь светоформирующую поверхность как на 360º, так и только на 180º. Главная область использования таких модификаторов – интерьерные съемки, когда свет должен быть всеобъемлющим и не оставлять неприятные тени. Кроме того, цилиндрические боксы часто используют и для сюжетных портретов.
Кроме комплекта и типа, важно также обратить внимание на размеры. Конечно, чем они больше – тем лучше. Но и тем более мощный источник света должен быть. Потому все зависит от потребностей. Репортажным фотографам, возможно, хватит даже малых накамерных софтбоксов, а файн-арт фотографам, снимающим сложные масштабные постановки, понадобится самый большой из существующих октабокс. Сегодня на рынке размеры найдутся любые от 20х20см до 200см в диаметре.
В конце концов ничего сложного в выборе софтбокса нет. Стоит только определиться с потребностями и жанровой спецификой. Если ваш профиль – неростовые портреты и не слишком большие предметы, то следует рассмотреть четырехугольные софтбоксы. Если же освещать нужно большие объекты, то, соответственно, твой выбор – модификаторы округлой формы. А для других случаев следует искать специальные боксы, которые могут иметь совершенно разную форму.
В поисках софтбокса посещайте наш сайт или магазин по адресу Киев, Сверстюка 11б (БЦ Армарис), ведь у нас всегда найдется модификатор нужной формы и размеров! И читайте наш блог, ведь у нас лучшие советы относительно того, как пользоваться оборудованием в фотостудии и за ее пределами!